среда, 3 октября 2007 г.

Монеты серии "Поэты Серебряного века"

В 2006 году для островов Кука на Новозеландском монетном дворе были отчеканены четыре монеты серии "Поэты Серебряного века".
Серебряный век... Эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и семнадцатым годом нашего столетия. Никто, кроме, пожалуй, некоторых литературоведов, не говорит о понятии «серебряный век» как о научном термине. Это понятие не столько филологическое, сколько мифологическое. Сами участники этого расцветшего, но загубленного российского ренессанса сознавали, что живут в пору культурного и духовного возрождения.
Четырём ярчайшим представителям эпохи Серебряного века посвящена серия монет.

Монеты номиналом 2 новозеландских доллара изготовлены из серебра 999 пробы; диаметр 40,7 мм; толщина 3,05 мм; вес каждой монеты 31,103 г (1 тройская унция); гурт рифлёный; качество "proof".
Аверс: На аверсе монеты в центре изображён портрет Её Величества Королевы Елизаветы II, по окружности размещена надпись: ELIZABETH II • TWO DOLLARS • COOK ISLANDS, а также год чеканки - 2006.
Реверс монет представлен на изображениях ниже.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) писать стихи начала рано. Первая ее книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов, "полудетских", "девичьих признаний" (сборники "Вечерний альбом", "Волшебный фонарь", 1912; "Из двух книг", 1913) и период 1915-1917 гг.
Одним из первых на поэзию Цветаевой обратил внимание В.Брюсов, считая ее "несомненно талантливой" и при этом отмечая "жуткую интимность" ее стихов. Но по-настоящему поэтесса обрела свой подлинный поэтический голос в 1917-1916 гг., когда ею были созданы стихотворения, составившие циклы "Стихи о Москве", "Бессонница", "Стенька Разин" и другие. Много ярких стихотворений было посвящено поэтам-современникам — Ахматовой, Блоку. Стихи 1915-1917 гг. (лучшее, что написано Цветаевой до революции) печатались в журналах и альманахах, но отдельной книгой они вышли только в 1921 году ("Версты").
Цветаева много работала в жанре поэмы ("Царь-Девица", 1920; "На Красном Коне", 1921; "Поэма Горы", 1924; "Поэма Конца", 1924; "Крысолов", 1925; и другие). Значительную часть литературного наследия Цветаевой составляет ее проза, среди которой воспоминания о родных (отце — И.В.Цветаеве, основателе Myзея изобразительных искусств, и матери), о поэтах-современниках (М.Волошине, М.Кузмине и других).
Судьба Марины Цветаевой была нелегкой. Она не смогла понять и принять Октябрьскую революцию и в 1922 году уехала за границу. В эмиграции была трудная жизнь материальных лишений, душевного прозрения, признания своих ошибок. В 1939 году поэтесса возвращается на родину.
Поэзия Цветаевой, как и сама жизнь поэтессы, полна изломами, душевными надрывами, непониманием правды эпохи. Она волнует искренностью и глубиной чувств.

Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; 1889-1966) первое стихотворение, по ее признанию, написала в 11 лет, в печати впервые выступила в 1907 году. Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 году.
Анна Ахматова принадлежала к группе акмеистов, но поэзия ее, драматически напряженная, психологически углубленная, предельно лаконичная, чуждая самоценного эстетства, в сущности своей не совпадала с программными установками акмеизма.
Очевидна связь поэзии Ахматовой с традициями русской классической лирики, прежде всего пушкинской. Из современных поэтов ближе всех ей был И.Анненский и А.Блок.
Творческая деятельность Анны Ахматовой длилась почти шесть десятилетий. За это время ее поэзия пережила определенную эволюцию, сохраняя при этом довольно устойчивые эстетические принципы, сформировавшиеся еще в первое десятилетие творческого пути. Но при всем том у поздней Ахматовой несомненно стремление выйти за пределы того круга тем и идей, которые присутствуют в ранней лирике, что особенно ярко выразилось в стихотворном цикле "Ветер войны" (1941-1945), в "Поэме без героя" (1940-1962).
Говоря о своих стихах, Анна Ахматова утверждала: "Для меня в них — связь с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".

Александр Александрович Блок (1880-1921) родился в Петербурге, рос и воспитывался в семье деда по матери, известного русского ботаника А.Н.Бекетова. Начал печататься в 1903 году.
На формирование Блока-поэта, как и на все поколение "младших" символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX века, проповедовавшего идеи апокалиптического крушения мира и спасения его в результате Нового Пришествия.
Заимствованный у него образ Жены, Облаченной в Солнце, персонификация Красоты и Добра, получил развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике Александра Блока "Стихи о Прекрасной Даме" (1904).
Неприятие "страшного мира" и жажда обновления жизни характеризуют поэзию Александра Блока предоктябрьского периода. Центральное место в его лирике этих лет занимает тема Родины, России.
Раздумья о судьбе страны, ее народа, стремление отыскать пути сближения с ним, ощущение неизбежности "возмездия" старому миру, грандиозности надвигающихся событий и сознание необходимости собственного в них участия — этими настроениями исполнены циклы стихотворений "Страшный мир", "Арфы и скрипки", "Родина", поэмы "Соловьиный сад", "Возмездие".

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, в семье академика живописи Л.О.Пастернака. Окончил гимназию, затем, в 1913 году, - Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция). Находясь под сильным впечатлением от музыки А.Н.Скрябина, занимался шесть лет композицией.
Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 году. В следующем году выходит его первый сборник "Близнец в тучах".
Известность к Пастернаку пришла после октябрьской революции, когда была опубликована его книга "Сестра моя жизнь" (1922). В 1923 году он пишет поэму "Высокая болезнь", в которой создает образ Ленина. В 20-е годы написаны также поэмы "905 год" и "Лейтенант Шмидт", оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта.
В годы войны им созданы патриотические стихи, составившие цикл "Стихи и войне". Новый этап его творчества — 50-е годы (цикл "Стихи из романа", "Когда разгуляется").
Пастернак входил в небольшую группу поэтов "Центрифуга", близкую к футуризму, но испытывавшую влияние символистов. Поэт к своему раннему творчеству относился весьма критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Однако уже в эти годы проявляются те особенности его таланта, которые в полной мере выразились в 20-30-е годы: поэтизация "прозы жизни", внешне неярких фактов человеческого бытия, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти.
Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей.
С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака заметно сковывала силы поэта. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.
Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гёте.

Стоимость набора 305 новозеландских долларов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий